воскресенье, 27 мая 2012 г.

Аудитория Интернета

На сегодняшний день Интернетом в мире пользуется, по разным оценкам, от 1 до 1,4 миллиарда человек, то есть в среднем каждый пятый житель Земли, считая стариков и грудных младенцев. Несмотря на то что единых исследований по всему миру не проводилось и вышеприведенные цифры
— это результат суммирования национальных исследований, проводимых по разным методикам совершенно разными компаниями, мы вполне можем доверять этой цифре для оценки всей аудитории Интернета.
Если учесть, что ежегодный рост аудитории Сети на протяжении последних трех лет составляет около 15 % (точность этой оценки, безусловно, достаточно низкая по целому ряду причин, однако нам важно сейчас, что темпы роста Интернета высоки), то удвоение аудитории Интернета произойдет в ближайшие 7-8 лет. Таким образом, к 2015 году Интернетом в среднем будет пользоваться каждый третий житель нашей планеты.

Странами с наибольшим количеством пользователей Интернета являются сегодня Китай (253 миллиона пользователей) и США (220 миллионов пользователей). На третьем месте с более чем двукратным отставанием от США находится Япония с 94 миллионами пользователей. Россия с 32 миллионами пользователей (по данным ФОМ) находится на 11-м месте.
Если мы внимательно посмотрим на размер аудитории Интернета как на долю от населения страны, то увидим, что в большинстве развитых стран доля аудитории составляет более 60 % населения. Если учтем детей, которые еще не пользуются Сетью, и стариков, которые ею уже не пользуются, то получится, что население страны использует Интернет почти поголовно (на 80-90 %). Запас роста аудитории Интернета в этих странах исчерпан — здесь может расти только активность использования Сети.
Здесь важно отметить, что приведенные цифры показывают всех, кто имеет хоть какой-нибудь опыт пользования Интернетом. На самом деле количество активных пользователей Интернета, то есть тех, кто подключен к Сети если не ежедневно, то по крайней мере несколько раз в неделю, примерно на треть меньше. Активность пользователей зависит от наличия собственного компьютера для выхода в Интернет, а также от скорости этого соединения, потому что, конечно, современный контент подразумевает широкополосное соединение и пользователи уже не хотят пользоваться модемами. Доля широкополосного соединения не слишком высока: даже в наиболее развитых странах она составляет, по разным оценкам, около 60-80 % всех подключений, однако эта доля все время увеличивается, как и активность пользователей.
Занимая 11-е место по размеру интернет-аудитории в мире и 8-е по населению, Россия, безусловно, относится к странам с развивающейся интернет-аудиторией. Всего около 25 % взрослого населения страны имеют опыт использования Интернета, а чуть более 15 % взрослого населения пользуются Сетью регулярно — несколько раз в неделю. Количество пользователей Всемирной паутины в нашей стране увеличивается ежегодно на 30 %, и эта тенденция сохраняется на протяжении уже последних трех лет.
Такой линейный рост, конечно, не может продолжаться вечно, однако прогноз на ближайшие пять лет показывает почти утроение активной интернет-аудитории, то есть мы можем предположить, что к 2012 году количество активных пользователей Сети в нашей стране приблизится к 50 миллионам человек и составит половину активного населения. Другими словами, проникновение Интернета в России станет сопоставимо с развитыми странами в середине 10-х годов нынешнего столетия.
Аудитория Интернета в стране очень сильно сконцентрирована в крупных городах и особенно в Москве. Сегодня проникновение Сети в столице, по разным оценкам, составляет от 50 до 80 % всего взрослого населения, то есть находится на уровне развитых стран. В то же время распространение Интернета в регионах намного меньше. Здесь доля пользователей составляет около 20 % — она заметно больше в городах с миллионным населением и меньше в мелких городах и сельской местности.
Основным фактором, сдерживающим рост аудитории Интернета в стране, являются малое количество компьютеров (которое составляет на сегодня около 25 миллионов штук) и невысокие темпы его прироста. Вторым важным фактором, сдерживающим рост аудитории Сети, являются стоимость и доступность широкополосного соединения. Эта ситуация довольно быстро изменяется с распространением кабельных и xDSL-провайдеров, однако ждать перелома тренда ранее чем через 2-3 года не следует. Третьим важным фактором является низкий уровень образования в стране, который порождает низкий уровень информационного спроса. Давление последнего фактора пока ощутимо слабо.
Наибольший прирост аудитории происходит сегодня в домашнем сегменте. Именно домой приобретается сейчас большинство компьютеров, подключаемых к Интернету. Весной 2008 года в России выход в Интернет из дома имели почти вдвое больше человек, чем с рабочего места. И этот разрыв стремительно увеличивается.
Основной причиной покупки компьютера домой (и подключения его к Интернету) является обучение детей: компьютер — необходимый инструмент для школьника и студента, поэтому большинство семей сегодня устанавливают свой первый компьютер именно для подростка. Интересно, что сегодня все чаще это первая машина для всех членов семьи, то есть никто из них не имел до этого значительного опыта работы с компьютером.
Такая тенденция, безусловно, оказывает очень большое влияние на возрастной состав аудитории. Интенсивнее всего используется Интернет молодежью — подростками и людьми моложе 25 лет. Эти пользователи проводят в Сети больше времени, задействуют больше возможностей, имеют больше точек доступа во Всемирную паутину. При этом наиболее быстрорастущей группой сегодня являются не только подростки, но и 40-летние люди, то есть родители этих подростков. Действительно, когда дома появляется компьютер, то доступ к нему имеют все члены семьи (просто с разным объемом времени).
Вследствие того что проникновение Интернета в нашей стране крайне неоднородно, состав аудитории в различных регионах также очень разный. В регионах, где уровень проникновения высокий, активны все слои населения и все социальные группы, в то же время в регионах, где уровень проникновения высокий, наиболее активными будут молодежь и группы с высоким социальным статусом и доходом.
В действительности это приводит к тому, что в России сегодня фактически есть «два Интернета»: первый в пределах МКАД, второй — за его пределами. Проникновение Интернета здесь отличается более чем в два раза, поэтому различается и распределение аудитории по возрастам, и все прочие характеристики пользователей Интернета (в Москве они более сглажены, то есть более соответствуют всему населению региона, чем в среднем по России или в каждом регионе отдельно).
Таким образом, аудитория Сети в нашей стране хоть и входит в число крупнейших интернет-аудиторий, но пока составляет меньшинство взрослого населения страны. При этом количество пользователей в России стремительно растет (по этому показателю мы лидируем среди всех европейских стран) и будет продолжать расти похожими темпами еще несколько лет. Существуют значительные сдерживающие факторы, которые не позволяют Интернету в России развиваться еще более быстрыми темпами, но они постепенно отходят на второй план. Тем не менее стремительного рывка до уровня развитых стран ждать не следует, но можно предположить, что к середине следующего десятилетия он сравнится с уровнем развитых стран.

Комментариев нет:

Отправить комментарий