четверг, 2 августа 2012 г.

Появление Бегуна

Ее история началась в 2002 году в компании Spylog. Именно тогда у нас, четверых молодых ребят, работавших над этим сервисом измерения статистики, появилась идея «Бегуна». К тому времени мы имели хороший опыт построения интернет-сервисов: наш Spylog был поистине инновационным проектом, предлагающим новые технологии и решения. Однако в какой-то момент мы поняли, что у нас есть видение собственного, уникального рынка, которого пока нет, но который мы в состоянии создать. Есть известный тезис о том, что измерения рынка составляют лишь несколько процентов от него. Так зачем, подумали мы, измерять рынок, если мы можем сделать свой?
Системы статистики, в области которых мы работали, в первую очередь были направлены на анализ рекламного результата. Научившись правильно выстраивать системы анализа результата и организовав мощное аналитическое направление, мы поняли, что действительно нужно рекламодателю, что для него удобно, чего он хочет от рекламы и какая реклама будет для него эффективна.

В то время Интернет и рекламный рынок были совсем другими: Сеть вообще не рассматривалась в качестве медиасферы, рекламных сервисов не было как таковых, да и решений, удобных большинству, никто не предлагал. Все, что было у рынка, — баннерные сети, спам и реклама на главных страницах нескольких крупных порталов. Эта ситуация не казалась здоровой, так как при этом обслуживалась лишь узкая группа мощных рекламодателей, в то время как огромной армии компаний малого и среднего бизнеса просто негде было размещать свою рекламу. Реклама на ТВ, радио, улицах была им не по карману, оставались лишь газеты объявлений и неэффективные формы наружной рекламы.
Так, неожиданно для себя зимой 2002 года мы начали создавать систему контекстной рекламы, причем практически не оглядываясь на западные сервисы: Overture казалась нам размытой и не совсем понятной. Никакой идеологической базы «контекста» в России на тот момент не было. Все рекламодатели платили за баннерные показы, никто даже не предполагал, что можно платить конкретно за переходы. В нашу идею верили лишь несколько близких друзей, которых мы уговорили профинансировать нас на первой стадии. Мы писали сервис в сложных условиях, чаще всего дома, периодически в офисах наших друзей и акционеров за рабочими столами временно отсутствующих сотрудников. Как-то так получилось, что все рождалось одним духом, мы практически не спорили друг с другом, каждый делал свое дело, и оно чудным образом сливалось в единый механизм.
«Бегун» был создан всего за несколько месяцев. Весной 2002 года мы запустили сервис, одновременно зарегистрировав и компанию. Несколько наших партнеров на дружеских условиях согласились «потерпеть» нас на своих страницах — так мы и начали работать.
Сегодня «Бегун» — лидер российского рынка контекстной рекламы с оборотом в десятки миллионов долларов и штатом более 200 человек, но в нем по-прежнему работают люди, стоявшие у истоков компании. К примеру, техническим директором является один из первых программистов «Бегуна». Хоть мы и выросли как по объемам, так и по значимости для рынка, в компании по-прежнему царит студенческая атмосфера. Не скроем, что мы стараемся набирать молодых сотрудников, так как считаем, что свойства молодости — непрерывный поиск чего-то нового, жажда экспериментов, возможность пробовать и ошибаться двигают нашу компанию вперед и помогают создавать вещи, которые не имеют аналогов. У нас нет жестких рабочих графиков, за исключением, пожалуй, службы поддержки клиентов, нет галстуков и классических руководителей-бюрократов. У нас нет и строгой иерархии, мы существуем по горизонтали — все работают на равных, сотрудники общаются с директорами на «ты», совещания проходят в легкой, непринужденной обстановке.
Мы всегда особо ценили возможность сделать что-то первыми и испытывали гордость в тот момент, когда какие-либо наши решения, технологии, идеи и термины становились стандартами в рекламном бизнесе. Мы рады, что первыми предложили российскому рынку плату за клик и аукционное ценообразование, стали первым сервисом, который придумал поведенческую рекламу и применил в рекламе социально-демографические данные в промышленных масштабах. Мы первыми предложили распознавать контент сайта и создали на основе этой идеи технологию распознавания «Автоконтекст». Все эти идеи, технологии, стандарты сегодня кажутся объективной реальностью, являются вещами логичными и необходимыми. А ведь несколько лет назад их не существовало в принципе.
Разумеется, то, что мы предложили, — аукцион, плата за клик, низкий входной порог сначала вызвали недоверие и непонимание со стороны рекламодателей. Мы сосредоточили массу усилий на объяснении полезности и важности того сервиса, который сделали, но время гораздо лучше всяких слов показало, что именно такой рекламный сервис ждали рекламодатели. «Бегун» оказался крайне позитивным явлением для бизнеса в целом: он выкинул с рынка нездоровые и неудобные рекламные решения и открыл для рекламодателей с небольшими, тяжело заработанными суммами возможность покупки качественного и недорогого рекламного продукта.
У нас есть свой виртуальный герой — маленькая региональная компания «семейного» типа, состоящая из директора и бухгалтера, являющихся мужем и женой. Все наши идеи мы в первую очередь примеряем к этой самой уязвимой прослойке бизнеса. Мы выясняем, понравится ли им представленное решение, будет ли оно удобным и эффективным для них насколько упростит работу компании, поможет ли еще бережнее и экономнее расходовать рекламные средства. Поэтому любые технологии. установки и продукты, которые мы выводим на рынок, проверяются критерием именно этой «семьи», для которой $200 — сумма гораздо значительнее, чем $200 000 для крупной компании.
Конечно, в самом начале пути было невозможно представить, что эта затея, авантюрная идея четырех людей, которым захотелось создать что-то новое, выльется в такой большой и успешный бизнес, интегрированный I эмитента лондонской биржи и конкурирующий с мировыми лидера-мп Но даже сейчас мы понимаем, что российский рынок «контекста» еще только в начале своего развития, он будет расти и нам нужно много работать, чтобы сделать его таким, каким мы его видим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий