среда, 3 октября 2012 г.

Перед запуском проверить!


Проводить оценку юзабилити перед запуском нового или уже действующего сайта необходимо, но такая проверка всегда приносит разочарования, так как выявляет недостатки, часть из которых уже трудно исправить.
Нужно быть мужественными, чтобы спокойно принять результаты тестирования или оценки и взяться за исправление ошибок и улучшение юзабилити.
Чтобы избежать таких разочарований в конце, а заодно снизить расходы на разработку сайта, целесообразно использовать UCD (User-Centered Design) — подход, основывающийся на раннем вовлечении пользователей в процесс разработки.
Основные этапы проектирования, ориентированного на пользователя, схематично выглядят следующим образом.

> Анализ целевых пользователей. В результате анализа должны быть четко определены целевая аудитория сайта, ее возрастной состав, компьютерные навыки, культурные особенности, контекст работы с сайтом, их предпочтения в дизайне (анализ сайтов, которыми они, скорее всего, пользуются), то есть все особенности целевой аудитории, которые могут повлиять на то, как будет использоваться сайт. На этом этапе фиксируются пользовательские требования к сайту.
> Составление пользовательских сценариев. Все (по крайней мере, основные) задачи, которые пользователь будет решать на сайте, должны быть описаны в виде сценариев. Сценарии должны описывать действия пользователя на уровне бизнеса, а не взаимодействие с сайтом, вид которого на этом этапе еще не определен. Сценарии фиксируют функциональные требования к сайту.
> Разработка прототипа. Прототип — это макет сайта, назначение которого визуализировать то, как будут реализовываться сценарии. Именно на выполнимость пользовательских сценариев должен проверяться созданный прототип. Степень детализации прототипа определяется условиями проекта. В любом случае прототип должен быть разработан очень быстро. Если это заняло больше недели, то что-то идет не так.
> Юзабилити-тестирование или оценка. Прототип позволяет первый раз увидеть, насколько удобным получается сайт. Описанные выше методы тестирования и оценки первый раз могут быть применены на этом этапе. > Спецификация прототипа. После внесения изменений на основании результатов тестирования и оценки прототип специфицируется. Появляется документ, соответствующий понятию ТЗ, но описывающий только взаимодействие пользователя с сайтом.
С этого момента проект может переходить в фазу разработки. Основное назначение описанного процесса — максимально сфокусироваться на пользователях будущего сайта.
По завершении каждого этапа проходят проверки (согласование, оценка или тестирование), которые могут приводить к тому, что результаты какого-либо этапа придется пересмотреть, переделав то, что, возможно, уже начало нравиться самим, но непонятно пользователям или не соответствует их требованиям. В этом выражается итеративный характер подхода к проектированию, ориентированному на пользователя.
Итеративность не значит бесконечность. На все работы по проектированию в среднем уходит не больше месяца. Больше времени могут занять согласования с заказчиком («внутренним» или «внешним»).
Кроме юзабилити-эффекта такой подход имеет как минимум два дополнительных положительных аспекта:
> разработчики могут точнее планировать свою работу, имея такие входные данные;
> тестирование может начинаться еще до того, как закончится разработка, ведь на основе сценариев и прототипа можно начинать составлять тест-планы.
Все это позволяет уложиться в сроки и бюджет проекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий